Сайт Оксаны Пупышевой

 

Бухара – родина чайной акварели. Улугбек Мухамедов.

Интервью с Улугбеком Мухамедовым. Мастер из Бухары ответил на мои вопросы по электронной почте, разрешив их дополнить его ответами из интервью для журнала Художественный совет».

Ulugbek-6-Pylnyi-Den-v-Buhare1

У.Мухамедов. Пыльный день в Бухаре.


Улугбек, Вы известны любителям акварели как превосходный мастер и изобретатель новой техники акварели, «техники черного чая». Расскажите, пожалуйста, о сути техники и о том, что подвело Вас к этому открытию.
Я живу в Бухаре, где много древней архитектуры: минареты, мечети, медресе, мавзолеи. Городу более 2.500 тысяч лет. В акварелях я всегда старался изобразить дух моего родного города и дух старины. Сделал много работ, но всегда казалось, что в применяемой технике всё ещё не хватает какой-то «изюминки».
Хотелось найти какие-то новые возможности. Обращался к книгам о старых мастерах, изучал русскую школу акварельной живописи, просматривал каталоги.
Появление «чайной» акварели, конечно, не моя заслуга, ибо чаем при тонировании бумаги и в каллиграфическом письме пользовались ещё в Древнем Китае. Скорее следует сказать, что я для себя как бы вновь обнаружил ценность этого приёма. А случилось это спонтанно. В мыслях было – дать «образ старения», достигнуть такого эффекта, при котором казалось бы, что работа написана не сейчас, а лет двести тому назад.

Ulugbek-12-Ul-v-samarkande1

У.Мухамедов. Улочка в Самарканде.


Я решил покрасить бумагу чаем и так нашёл свой ход. Чай желтит бумагу, что и даёт эффект старения. Сначала пробовал нанести акварель на сухую бумагу, покрытую чайным слоем. Но это не дало нужного результата, и я пришёл к выводу, что нужно писать по-сырому. Пока чай на бумаге не высох, необходимо быстро наложить первый слой красок. На этом этапе нужно обозначить Небо, Землю, пространство, создать воздушную атмосферу.
При этом важно, какой тип чая используется. Если заварить зелёный – ничего не получится. Работаю только с чёрными сортами чая. Эффект этот меня просто поразил, я открыл для себя что-то принципиально новое, необыкновенное – и это меня увлекло.

Ulugbek-6-Idut

У.Мухамедов. Идут.


Как происходит рождение Ваших работ – в студийной обстановке или в непосредственном наблюдении жизни и живописи с натуры?

Рождение моих работ в основном происходит в мастерской, дома многие акварели написаны из наблюдений жизни в Бухаре и еще изучаю старые фотографии – ведь я пишу Средневековый Восток.

Ulughbek-001

Мастер-класс по ссылке http://kuzema.my1.ru/forum/8-285-1


Никогда не делаю зарисовок заранее, поэтому композиция выстраивается непосредственно в ходе работы. 90 процентов итогов рождаются спонтанно в самом процессе. Даже когда идут последние приготовления, у меня и в мыслях нет – что же писать?
Это происходит неожиданно, после чего я сразу же перевожу появившиеся образы на бумагу. Для этого нужно особое душевное состояние, которое даётся не каждый день. Бывают периоды расслабленности, апатии, когда вообще не хочется брать кисть в руки. Акварель невозможно написать без вдохновения! Требуется особая атмосфера, наполненная внутренним спокойствием, звуками хорошей музыки и… ароматом горячего кофе.

Ulugbek-8no4-v-pustyne

У.Мухамедов. Ночь в пустыне.


Во время работы пытаюсь мысленно войти во внутреннее пространство картины. Чувствую её природу, её состояние – поэтому акварель получается как бы воздушной. Знаю, что многих зрителей восхищают масштабные эпические образы, воплощённые в столь малом формате.

Ulugbek-11-ulo4ka-v-samarkande

У. Мухамедов. Улочка в Самарканде.


Я живу в Бухаре в традиционном бухарском доме с участком земли. Мастерскую построил отдельно от дома в тихой спокойной обстановке. Художник должен быть уединён, его ничто не должно отвлекать: ни бытовые проблемы, ни мирская суета. Он должен постоянно мыслить, создавать новые образы. В мастерской и работаю и сплю. Постоянно включён компьютер, слушаю музыку, читаю книги. Там два-три стола и художественные материалы. Это всё, что нужно для удобства акварелиста.

Я и большинство читателей российских сайтов никогда не были в Бухаре. Скажите, тот «сказочный» колорит в цвете и образах на Ваших работах рождается из знаний о культуре и традициях Бухары и является историческими иллюстрациями или эти сценки и образы можно и сейчас наблюдать на улицах Вашего города?
Верблюдов сейчас уже нет в городе. Они в пустыне обитают. Изредка можно видеть осликов с арбами, а стариков в чалмах и женщин в платках вполне можно видеть каждый день. Владислав Покровский с Петербурга был у меня дома в гостях 21 дней и убедился – сам увидел всю красоту востока.

Ulugbek-4-Za4teniem-Korana1

У.Мухамедов. За чтением Корана.


Ваши акварели очень медитативны. Скажите, где скорее, по Вашему мнению, начинается процесс – в голове, в сердце, в душе?
Образы рождаются спонтанно. Это мое видение в душе и мыслях, ведь я не видел те времена Средневековья, я только слушаю проповеди в мечети и представляю как это было. Например, путников, которые шли в поисках знаний религиозных в Бухару или переселенцы, которые покинули Бухару после захвата большевиками – все эти образы рождаются после изучения истории, и пишу как будто я был с ними вместе.

Ulugbek-10-Pastuhi1

У. Мухамедов. Пастухи.


Ваше творчество для меня как «дверь на Восток». Есть очень особая атмосфера, разительно отличающаяся от западного ощущения. Я знаком немного с Индией и Китаем, где провел некоторое время. Мне кажется, есть нечто общее в «восточном» мироощущении. Это видно в персонажах в сценках из жизни Бухары. Они не суетятся, готовы всегда остановиться, поговорить не спеша, посидеть где-нибудь в тени под деревом. Что Вы испытываете, выезжая за пределы Узбекистана, где совсем другая обстановка?
Я чувствую себя не в своей тарелке. Это приятно побывать в других странах, но свой дом и свою мастерскую люблю больше всего.
Как часто Вы пишете?
Каждый день пишу, вытачиваю технику, экспериментирую – разные краски, туши с сочетанием чая и дубовой тонировки. Люблю работать разными материалами: тушь, чернила, жидкая акварель и сама акварель.

Занимаетесь ли Вы преподаванием?
Друзья и знакомые приводят своих детей ко мне домой, и я вот их учу. Дом большой – 5 соток, есть условия, но это все временное увлечение детей, а так серьезно нет.
Мы давно обмениваемся с Вами комментариями на сайте Artnow. Я заметил по Вашим комментариям, что Вы очень великодушны к другим художникам, и, скорее, находите нечто хорошее и позитивное даже в слабых работах, чем критикуете недостатки. Это качество личности или метод преподавания? В чем, по Вашему мнению, больше пользы – в критике или поощрении, если речь идет об обучении искусству?
Я не учу в Артнау людей как писать картины. Там эта критика не нужна. Художники выставляют на этом сайте работы на продажу, и показывать себя умником и гением неприлично, потому что я сам ученик, и у меня еще много слабостей, и оценкам не уделяю внимания – это все детские игры.
Расскажите, есть ли среди мастеров акварели в мире те, кто является для Вас источником вдохновения, с кем бы Вам хотелось «профессионально» пообщаться, не взирая на «языковой барьер»? Есть ли кто-то среди них, кто каким-то образом повлиял на Вашу технику или отношение к искусству?
Великих акварелистов очень много. Назвать имена трудно – их так много очень. Но в моем характере есть одно качество – это не подражать никому, иметь свою дорогу, и стиль, и технику. А это очень трудно. Поэтому все жизнь бьюсь над этим и работаю каждый день, и не знаю, добился я или нет – это судить знатокам.
Вы можете раскрыть секрет, какими материалами Вы работаете, на какой бумаге?
Тоже как все акварелисты – Арш, Кансон, Фабриано, Котмен Букингфорд,
но к чаю идет Кансон. В основном, все чайные работы написаны на Canson.

Ulugbek-9-Posle-Dozhdya

У. Мухамедов. После дождя.


Ваш совет или пожелание тем, кто выбрал акварель и находится на любом этапе ее освоения.
Начинающим художникам я бы пожелал, чтобы они горели желанием творить и любили свою Родину. Каждый человек должен посвящать свои усилия и творчество родному краю. Художники – небогатый народ. Нам всегда не хватает хороших красок, кистей. Но деньги – не главная цель художника. Об этом тоже нужно помнить. Коммерция вторична. Если художник творит во имя Всевышнего, для Родины и для души – его имя не пропадёт, а труды будут оценены по достоинству.

Добавить комментарий

Внимание, перед публикацией все комментарии проходят модерацию.
Правила добавления комментариев
Язык нашего сайта - русский. При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил русского языка.
В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
3. Употреблять ненормативную лексику
4. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт


Защитный код
Обновить

TOP

МЕТРИКА

Подписка

Вы можете стать нашим подписчиком, для этого необходимо заполнить эту форму: