Сайт Оксаны Пупышевой

 

СЛОВАРЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕРМИНОВ

АКВАРЕЛЬНАЯ КРАСКА – краска, для изготовления которой используются водорастворимые связующие, например, гуммиарабик. Акварель обычно разводится водой до состояния прозрачности и наносится на бумагу, поэтому акварельные краски называются водяными красками.

AIRBRUSH – маленький пистолет для разбрызгивания в форме пера, предназначен для работ с деталями или на картинах меньшего формата.

ALLA PRIMA – способ рисования «а ля прима», во время которого краски наносятся не несколькими слоями, а сразу одним слоем кроющих оттенков.

АМОРФНЫЙ (греч.) или бесформенный, не имеющий правильного кристаллического строения.

АКРИЛ – дисперсионная художественная краска из искусственной смолы. Она отличается большей светостойкостью и стойкостью к внешним воздействиям, эластичностью и прилипанием.

АРОМАТЫ – вещества, регулирующие консистенцию красок. Например, синтетические разбавители на базе ароматических углеводородов – бензен, толуен, ксилен.

БАЛЬЗАМ – вискозный раствор растительных смол и эфирных масел, получаемых из древесины тропических растений.

БИСТР – темно-коричневая краска, употребляемая в акварельной живописи; приготовляется из сажи при сжигании некоторых сортов дерева, преимущественно букового. Обмытая сажа, смешанная с водой и некоторым количеством гумми, образует краску, которую употребляют наподобие туши для планов и чертежей.

БИТУМ – природное или искусственное органическое вещество, состоящее из смеси высокомолекулярных углеводородов и их производных, содержащих кислород, серу, азот и комплексные соединения металлов. Битум сегодня уже не используется в качестве пигмента, поскольку имеет интенсивный черный цвет, но используется в графической технике литографии.

BLUSH – помутнение лака при засыхании, вызванное атмосферной влажностью, которая вызывает свертывание содержащихся в лаке компонентов.

BUEN FRESCO – техника долговечного письма на штукатуке, которая состоит из нанесения пигмента на влажную поверхность тонкого слоя мелово-гипсовой штукатурки.

ВЕЛИЧИНА ЧАСТИЧЕК – диаметр частиц пигмента. При сортировке пигмента обычно говорят о пигменте разного диаметра.

ВИСКОЗНОСТЬ – степень текучести, характерная для краски или добавки (например концентрированное растительное масло более вискозное, чем щелочное рафинированное масло из льняных семян).

ВОЛНИСТОСТЬ – деформация намоченного листа бумаги при впитывании.

ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ – способ печати, при котором печатающие элементы на печатной форме расположены выше пробельных элементов.

VERDACCIO – подрисовка зеленым цветом. WASH – налет, тонкий прозрачный слой красок, особенно в техники работы с акварелью

WET INTO WET «по мокрому» – способ рисования, при котором одна мокрая краска наносится на другую мокрую краску.

ГЕЛЬ – дисперсионная смесь, в которой дисперсионные частицы образуют сетевую структуру.

ГИДРОФИЛЬНЫЙ – способный смачиваться водой.

ГИДРОФОБНЫЙ – не способный смачиваться водой.

ГЛАДИЛКА – инструмент для выглаживания неровностей на поверхности металлической пластины или других твердых основаниях.

ГЛАЗУРЬ – эмалевый слой на поверхности керамического изделия.

ГРАВИРОВАНИЕ – графическая техника, в которой линии или тона гравируются прямо на поверхность деревянного клише или металлическую пластину.

ГРУНТ- материал основы, на который наносится основной слой рисунка.

ГРУНТОВКА – материал, который обеспечивает необходимую поверхность для рисования, если речь идет о прилипавости и цвете, и изолирует слой краски от основания.

ГУАШЬ – акварельная краска с примесью кроющих белил. В технике гуаши не возможны дополнительные исправления, поскольку краски очень быстро засыхают.

ДЕКСТРИН – вещество, возникающее обжаркой сухого крахмала.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА – оранжевый, зеленый и фиолетовый в цветовом кругу среди основных первичных цветов – красного, желтого и синего.

ДОПОЛНЯЮЩАЯ СМЕСЬ – перекрытие цветных слоев для создания более светлого цвета.

ЗАГУСТИТЕЛЬ – добавка, которая повышает вискозность краски.

ЗЕРНИСТОСТЬ – структура полотна или дерева.

ИДЕАЛЬНАЯ СМЕСЬ – абсолютно однородная смесь, например идеально промешанная смесь цветных пигментов.

IMPASTO – это рисование густой, неразбавленной краской, которая наносится ножем или широкой кистью из щетины.

ИНТЕНСИВНОСТЬ – степень светимости краски.

INTAGLIO – способ печати, при котором краска удерживается в складках или желобах, вырезанных или вытравленных в основании (глубокая печать).

INTONACO – в технике рисования buono fresco это гладкий последний слой влажной штукатурки, на которую наносится краска.

ЙОДНОЕ ЧИСЛО – величина, позволяющая судить о степени ненасыщенности жирных кислот, входящих в состав масла.

КАЗЕИН – полученное из творога связывающее вещество.

КАЛЛИГРАФИЯ – способ декоративного письма с иллюстрациями или орнаментом (каллиграфия).

КАМЕДЬ – резина, сок некоторых тропических растений, напр. акации.

КАРАНДАШ КОНТЕ – специальный карандаш разной твердости с традиционным цветовым спектром – красным, белым и черным.

КЛЕЙ – используется для подготовки полотна еще перед нанесение грунтового слоя или снижения впитывания грунтовой поверхности.

КОЛЛАЖ – техника и вид изобразительного искусства, заключающиеся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу материалов, различных по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и др.).

КОМПЛЕМЕНТАРНЫЙ ЦВЕТ – дополнительная краска, в результате смешивания ее с другим цветом получается черный цвет или темный.

КРОЮЩАЯ КРАСКА – кроющая акварельная краска (гуашь). Кроющая способность цвета достигается смешиванием белил с пигментом.

КРОЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ – способность кроющего верхнего слоя краски полностью закрыть подкладочный слой.

КРОЮЩИЙ КОЭФФИЦИЕНТ – коэффициент указывающий количество краски или вещества, необходимое для покрытия данной поверхности.

ЛАК – защитный верхний слой – пленка, которая придает поверхности рисунка блестящий или матовый вид.

ЛИГНИН – природный полимер, скрепляющий целлюлозные волокна растений. Его кислотные составные вызывают пожетление бумаги.

ЛИТОГРАФИЯ – техника печати с поверхности, каменной или металлической, на которой рисунок был нанесен жирным мелом.

MAHLSTICK – палочка с мягкой круглой подкладкой на конце, используется для подкладку под руку при рисовании, чтобы не произошло соприкосновения с влажной поверхностью рисунка.

МАСЛЯНАЯ КРАСКА – краска, полученная из размолотого в порошок пигмента, который далее смешан с маслом.

МЕДИУМ – составная часть смеси, влияющая на свойства краски, также средство для растворения пигментов.

МИНЕРАЛЬНЫЙ – встречающееся в природе неорганическое соединение.

МРАМОРОВАНИЕ – техника, при которой используются специальные акриловые краски на основе растворителей. При попадании капель разноцветных красок на поверхность воды и их последующей растяжке посредством палочки в разные стороны, образуются затейливые узоры, напоминающие по виду мраморные разводы. Процесс мраморирования представляет собой перенос изображения цветных разводов краски с жидкой поверхности на декорируемый предмет.

НИЕЛЛО – техника декорировки металлических, особенно серебряных изделий, черным металлическим сплавом.

НАПЫЛЕНИЕ – напыление краски жесткими кистями, щеткой или щеточками для создания поверхности неравномерных пятен цвета. Такой же эффект достигается использованием аэрозолей.

НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА – степень насыщенности или интенсивности цвета краски.

НАТЯЖЕНИЕ – движение одного красочного слоя над другим, позднее – причина растрескивания цветного слоя.

ОМЫЛЕННОСТЬ – появление «омыленного» вида, вызванного реакцией масла или жира со щелочью.

НЕПРОЗРАЧНАЯ КРАСКА – противоположность прозрачного письма, более светлые тона в данном случае получают не разбавлением краски, а с помощью белой.

ОПТИЧЕСКОЕ СМЕШЕНИЕ – восприятие двух или нескольких соседних цветов как одного цвета.

ОРГАНИЧЕСКИЙ – структура растительного или животного происхождения.

ОСНОВАНИЕ – поверхность, на которую наносится краска.

ПАЛИТРА – переносная дощечка округлой или квадратной формы для смешивания красок живописцем. Палитрой также называется цветовая гамма, подбор красочных сочетаний в картине.

ПАСТА – вязкий материал, среднее между твердым веществом и жидкостью, обычно твердое вещество, размешанное в жидкости.

ПАСТЕЛЬ – смесь цветного мела с коалином, обычно имеет форму палочки.

ПЕРЕКРЫТАЯ КРАСКА – краска, которая была приглушена смешением с другим цветом или оптически изменена тем, что на нее нанесли другой цвет.

ПИГМЕНТ твердый цветной материал в форме малых несоединенных частиц.

ПЛАСТИФИКАТОР – размягчитель, добавка, придающая связывающему веществу пластичность.

ПЛЕНКА – поверхность верхнего нанесенного слоя краски.

ПОДКЛАДОЧНОЕ РИСОВАНИЕ – подготовительное рисование, на которое наносится основное.

ПОДТОН – цвет пигмента, использованный в тонком прозрачном слое.

ПОЛИМЕР – высокомолекулярное вещество, возникшее в результате полимеризации.

ПОЛИМЕРИЗАЦИЯ – химическая реакция некоторых молекул в повторном соединении в большое целое.

ПОВЕРХНОСТНЫЙ АКТИВНЫЙ РЕАКТИВ – вещество, которое увеличивает текучесть краски по поверхности, ликвидирует напряжение воды в краске.

ПРОЗРАЧНАЯ КРАСКА – прозрачный слой краски, который для своего воздействия использует белизну нижнего основного слоя или различных подцветов основания.

ПУНКТИРОВКА – способ рисования, при котором на полотно наносятся маленькие точки краски.

pH – концентрация ионов водорода в водном растворе (pH 8–14 щелочной, pH 7 нейтральный, pH 1–6 кислотный).

РАЗБАВИТЕЛЬ – вещество, снижающее вискозность масляной краски.

РАЗМАЛЫВАНИЕ – отделение пигмента в соответствии с величиной частиц, как правило, отстоем в воде.

РАСТВОР – жидкость, содержащая твердое растворимое вещество, отличается от суспензии или колоидного раствора.

САНГИНА – Материал и инструмент красного цвета.для рисования в виде палочки-карандаша без оправы.

САТУРАЦИЯ – насыщение.

СВЕТОСИЛА – диапазон отражения или высылания света цветом.

СВЯЗЫВАЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО – вещество, входящее в состав краски и определяющее все ее специальные свойства, за исключением цветового тона. Главное назначение связующего вещества: скрепляя по высыхании частицы пигмента между собой и с грунтом, создавать связанный и устойчивый красочный слой и тем обеспечить сохранность красок. Это например, льняное масло, желток и другие эмульсии.

СВЕТОУСТОЙЧИВОСТЬ – поведение пигментов при выставлении их солнечному свету в течение длительного времени.

СГРАФИТТО – изобразительная техника, которая в переводе с греческого «сграфитто» означает процарапывание по цветной штукатурке. Эту технологию придумали и разработали еще древние греки: по сырой извести они вырезали цветные, очень прочные фрески.

СЕПИЯ – темно-коричневый цвет, натуральная сепия изготовлялась из так называемого чернильного мешка морского моллюска-каракатицы.

СИККАТИВ – средство, которое ускоряет высыхание, оно используется как добавка к масляным краскам.

СМЕШИВАЕМОСТЬ – степень способности к смешиванию.

СМЕШЕНИЕ – физическое соединение, слияние сопредельных цветов на картине для большей выразительности перехода между отдельными цветами.

SPITSTICKER – инструмент для ксилографии, используемый для вырезания кривых линий.

ТЕМПЕРА – вид художественной техники, при которой в качестве эмульсии используется желток, клей, воск, смола и т.д. Темпера, в отличие от рисования маслом, быстро высыхает и не допускает быстрых переходов.

ТЕНЬ – художественный эффект, например в пейзаже. По сути получается смешением белила с черной или фиолетовой краской.

ТЕХНИКА СУХОЙ КИСТИ – способ рисования, при котором покраска сухой или твердой консистенции втирается в полотно или основание. Она цепляется за грубое полотно основания или через структуру краски на поверхности, часть красочного слоя видна на основании. Таким образом создается прерывистый цветовой эффект.

ТИНКТУРА – настойка.

ТОН – характер, оттенок цвета по яркости, колориту.

ТРАФАРЕТНАЯ ПЕЧАТЬ – способ печати, при котором краска продавливается через трафарет.

УМЕНЬШЕНИЕ – уменьшение цвета, смесь цвета с белым.

УГОЛЬ – материал для рисования, полученный обугливанием веток лиственных деревьев.

ФИКСАТИВ – закрепитель, которым покрывают рисунки, выполненные углем, карандашом или другими легко осыпающимися материалами.

ФЛЮС – вещество, являющееся составной частью глин, глазурей, которое способствует плавлению.

FRESCO SECCO – техника рисования на стене, покрытой слоем известковой штукатурки, сухой слой которой смачивается водой. Рисование выполняется красками, размешанными в известковой воде с казеином или яйцами.

ХИМИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ – термин, который обозначает пигмент в отличие от цвета, который содержит несколько пигментов ( например хромовые белила, титановые белила).

ХРОМАТИЧЕСКИЕ ПИГМЕНТЫ – цветные пигменты – противоположные белым, серым или черным.

ЦВЕТОВОЙ ОТТЕНОК – цветовой эффект, полученный смешиванием нескольких красок, напр. при смешивании красной и синей краски получается фиолетовый цвет.

ШТРИХОВАНИЕ – способ выполнения тонированной подцветки равномерными или неравномерными штрихами.

ЭМУЛЬГАЦИОННЫЙ РЕАГЕНТ – вещество, применяя которое, создают растворы и эмульсии.

ЭМУЛЬСИЯ – постоянная смесь веществ, которые невозможно смешать, как, например, масло и воду. Природной эмульсией, например, является яичный желток.

ЭНКАУСТИКА – рисовальная техника, которая использует разогретую смесь красок с пчелиным воском.

ЭФИРНЫЕ МАСЛА – частично текучая маслосодержащая жидкость, которая придает растениям их своеобразный аромат.

Добавить комментарий

Внимание, перед публикацией все комментарии проходят модерацию.
Правила добавления комментариев
Язык нашего сайта - русский. При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил русского языка.
В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
3. Употреблять ненормативную лексику
4. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт


Защитный код
Обновить

TOP

МЕТРИКА

Подписка

Вы можете стать нашим подписчиком, для этого необходимо заполнить эту форму: