Сайт Оксаны Пупышевой

 

Монотипия?

Весной 2006 меня попросили написать статью о монотипии, и получился небольшой трактат для всех, кто интересуется этой техникой, итак 

Трактат о монотипии

Небольшое лирическое вступление

Трудно сказать, когда я впервые услышал это волшебное слово "монотипия". Скорее всего, это произошло в cлавном городе Магадане во время встречи с художником-графиком Виктором Кошелевым. Он был тогда на пике славы. Подумать только: самодеятельный художник, рисовавший быт Чукотки, участвовавший в областных выставках, не надеявшийся даже на членство в СХ, поскольку не имел специального образования, получил первый приз на Международном биеннале графики в Венеции. В Союз художников его, естественно, срочно приняли и даже выделили однокомнатную квартиру на пятом этаже под мастерскую. Вот там-то я впервые и увидел офорты и монотипии разных художников, с которыми Виктор работал на творческой даче Челюскинской. Как делается монотипия, он мне показал за пару минут. Какие возможности таит в себе эта техника, я понял позднее, но что это моё - почувствовал сразу. А Виктора Кошелева после победы в Венеции стали срочно учить, как правильно рисовать и что рисовать. Отправляли его на творческие дачи и в группы, в том числе и на БАМ. Рисовал он там юношей и девушек, идущих по шпалам в светлое будущее. Но это было уже не то, что чукотские офорты с основным сюжетом в центре и маленькими сюжетиками-клеймами по периметру композиции. Многие потом применяли этот иконографический приём. Каким обаятельным, красивым, душевным был этот человек! И с бородой, как настоящий художник! И ничего от мэтров - никакого высокомерия, чванства по отношению к зелёной молодёжи. Выпили мы с ним тогда водки, закусив строганиной из чира. Помяни его, Боже, в царствие небесном - умер он молодым от болезни мозга.
Теперь моей мечтой стало приобретение офортного станка. Со станком я познакомился ещё в институте в период массового увлечения линогравюрой. Была ещё мечта приобрести японский стереомагнитофон, что было даже реальнее, хотя в то время это тоже была большая редкость (см. в "Книге" Крыллера рассказ "Папа купил магнитофон-стерео").

Офортный станок. Печать изображения.

Да, станок. Красавец! С колесом и тяжеленным валом. А некоторые счастливцы где-то находили и ставили вместо железного колеса старый корабельный штурвал. Представляете картину? Художник гордо стоит за штурвалом своего творческого корабля! Существуют, правда, приёмы ручной печати, но как это прозаично и нудно! Притираешь к доске через кальку бумажку столовой ложкой, смотришь, что получается, отгибая уголок. Трёшь, трёшь, пока не надоест, а на станке провернул колесо - и оттиск готов. Приходи, кума, любоваться!
Станок себе я всё-таки приобрёл! Но это было уже позднее, в Одессе. Когда началось переселение народов, один художник-оформитель продал мне его за двести советских рублей со словами : "Забирай уж, а я всё мечтал поделать монотипии, офорты. Стол дубовый заказал. Его тоже забирай. Не потащишь его за кордон. Оформиловка заела. Некогда творить, надо деньги зарабатывать." Интересно, чем он "кормится" за границей и какие лозунги пишет вместо "Слава КПСС"? Корабельный штурвал тоже был у скульптора А.К., но я, постеснявшись попросить, остался с носом, и кто-то менее стеснительный забрал его. Ну да ладно, проживу и без штурвала. И началось!
На чём делается монотипия? Руководств по монотипии не было. Кто-то из художников "баловался", но техника-то не тиражная, не интересно получать только один оттиск с печатной доски, когда в офорте печатай хоть сто с одной формы. Где-то я прочитал, что монотипия пишется на металлической пластине. Пробовал - не понравилось. Всё хорошо, но цвет контролировать очень сложно, особенно, когда любишь тонкие цветовые отношения, "валёры". Почему? Металлическая доска имеет свой собственный серо-стальной цвет с характерным блеском. Что-то вдруг стукнуло в голову: а не попробовать ли белый пластик? Первую доску я вырезал из столешницы старого кухонного стола. Располировал. Нарисовал. Отпечатал. Понравилось! С тех пор работаю только на пластике. 
Кстати, разный пластик "отдаёт" краску по-разному, и нужно искать то, что подходит. Использовать можно прозрачный плексиглас, подложив под него белую бумагу. Можно писать на грунтованном картоне, получая эффект холста. Краски обыкновенные масляные. Люблю старые ленинградские, они тонкотёртые и дают прозрачность, нежный акварельный эффект. Пользуюсь и типографской краской. Пробовал делать монотипию акварелью, но не понравилось. Акварель быстро сохнет на доске, краску нужно разводить с мылом, чтобы потом легко снялся оттиск. Да и акварельные оттиски, как ни странно, не дают "акварельности". Получается сухой жесткий отпечаток.
Разбавители тоже могут быть разными: керосин, пинен, скипидар и т. д. Главное, чтобы работа на доске не сохла слишком быстро. В конце концов я научился работать над изображением в течение суток. Опять-таки экспериментально добавляя в разбавитель такие компоненты, которые приостанавливают высыхание : глицерин, пару капель машинного масла. касторку и прочее. Можно посоветоваться с химиками. И за работу!

Трактат о монотипии. Чем писать?

Чем хотите, тем и пишите. Кисти обыкновенные. Особенно люблю широкие и тонкие кисти, и плоские, и круглые, из искусственного волоса. Они упруги, хорошо держат краску. А можно использовать щетинные старые стёртые кисти для передачи различных фактур. Поскольку работать приходится на гладкой, идеально отполированной поверхности, нужно приспосабливаться - это вам не холст и не бумага! Кисть скользит, краска не всегда ложится как надо. Но в чём плюс? Ну не получается, что хочешь - возьми тряпочку и сотри. Доска или неудачное место на доске снова чистые. Работай дальше. Поэтому оттиск всегда свежий. Попробуй в акварели поисправлять - замучаешь бумагу, да и "пот" виден, а акварель этого не любит.
Редкие художники делятся секретами своего мастерства, и секреты умирают вместе с ними. Попробуйте обнаружить что-то полезное для художника-мастера в откровениях Сальвадора Дали. Классификацию пуков ещё обнаружите, а приёмы литографии вряд ли. Глядя на мои монотипии, многие зрители не могут понять, как они сделаны. Один искусствовед даже назвал их нерукотворными. Интересно, чем же они выполнены по его мнению, каким органом? Встречаются, правда, и такие, что знают ВСЁ. На последнюю мою персональную выставку пришла группа первокурсников одесского худграфа. Они ходили группками со своим аспирантом, показывали пальцами на работы, переговаривались. Выделялся молодой человек, увешанный амулетами, как я понял, гений курса. К нему обращались за разъяснениями. Прислушавшись, услышал фразу:"Да я знаю, как это делается..." Стоявшему в сторонке автору не было задано НИ ОДНОГО ВОПРОСА. Что сказать? С возрастом это пройдёт. Так вот, кроме кисти, в зависимости от настроения и задачи я применяю различные подручные средства: кусок стекла для получения фактуры "на отлип", кусочки линолеума вместо шпателей. Нравится работать при помощи использованных телефонных пластиковых карточек. Нарезаю из них "шпателёчки" различной формы. Применяется заточенная деревянная палочка, да и черенок кисти. Один из любимых инструментов - тампон их капронового чулка. Белила в монотипии традиционно не применяются, как и в акварели. Белые места получаются за счет удаления красочного слоя. Хотя... Сергей Сыров (Крыллер) очень даже применяет, и успешно. Получается, и неплохо. Так что нет здесь табу - твори, выдумывай, пробуй... 

Лирическое отступление, или когда Пегаса заносит в сторону

Подарили мне в Магадане книгу В.М.Звонцова и В. И. Шистко "Офорт". И решил я попробовать себя в офорте. Звучит солидно. А какие тонюсенькие линии можно получить. Это не линогравюра! В Костроме живёт, успешно выставляется и уже получил звание заслуженного мой старый студенческий друг, который осваивал офорт как раз у этого самого Звонцова. Мне было непонятно, как делается акватинта. То есть теоретически я себе это представлял, но хотелось бы посмотреть вживую. На что мой друг ответил, что это слишком долго, трудно, короче говоря, так и не показал. Приезжаю в Одессу. Захожу в мастерскую к известному одесскому графику-офортисту Геннадию Гармидеру и спрашиваю, не мог ли бы он мне помочь в свободное время. Мы с ним работали тогда в эстампном цехе Худфонда, резали цветные линогравюры на заказ, а он был председателем худсовета. Гена прекрасный художник, хоть и не "заслуженный". Его реакция меня потрясла. На столе стояла трёхлитровая банка с помидорами и три гранёных стакана. Пока наш общий друг ходил в гастроном, Гена взял цинковую дощечку, включил плитку, растёр в пальцах канифоль и посыпал на доску. Через минуту канифоль начала плавиться. "Вот и всё",- сказал он. "Гена, а тебе не жалко делиться секретами? Все будут делать",-вспомнив о друге, спросил я. "Пользуйся на здоровье",- ответил Гена. В общей сложности объяснение сложного и трудного, загадочного для меня процесса заняло две минуты.

Трактат о монотипии. Опыт, сын ошибок трудных...

Те, кто хотят заняться монотипией, могут найти в инете большое количество материала от исторической справки до описания технологий. Поэтому я пишу всего лишь о собственном опыте. Несколько слов об опасностях, подстерегающих начинающего монотиписта. Вы помните о том, что отпечаток будет зеркальным отображением вашей работы? Забыв об этом, с изумлением будете рассматривать собственную подпись на непонятном языке в другом углу картины, лошадь развернётся и поскачет в противоположную сторону, а знакомый пейзаж, особенно городской, кардинально изменится. Левосторонняя и правосторонняя композиции ещё ждут своего исследователя. Пересмотрите на досуге, взяв в руки зеркало, знакомые с детства картины... Меня впечатлили "Проводы покойника" Перова: скорбная процессия возвращается с гробом домой. Это относится к любому виду эстампа, и профессионал-то держит такое в голове, а новичок... Вот и попробуй написать тут что-то с натуры, чтобы композиция "держалась". О пленере и говорить нечего: от станка далеко не отойдёшь!
Второе предупреждение. Уважаемые "коровинцы", пастозная живопись в монотипии не пройдёт! Густой мазок расплющится под давлением вала, и вы получите бесформенные красочные пятна. Радуйтесь, бедные любители лессировочной живописи: дорогую по нынешним ценам краску вы сэкономите.
Хорошо это или плохо, в монотипии присутствует элемент случайности. Далеко не всегда оттиск получается таким, как на доске. Это зависит и от давления, и от свойства красок. И вот ещё что: мазок, нанесённый сверху на доске, оказывается при печати внизу, ближе к бумаге. А как досадно бывает, когда на доске работа сияет, и видишь ну прямо-таки шедевр, а отпечаток не получается - краска пересохла и не хочет переходить на бумагу! Дави не дави - всё бесполезно. Значит, не судьба шедевру увидеть свет. Ничего, в следующий раз осчастливите мир. Бывает и так, что работу сделаешь за считанные минуты, и получится, по словам одного поклонника моего творчества: "Это - как выдох". В работе всё есть. Пытаешься повторить - не получается.
Знакомые художники иногда просят показать, как делается монотипия. Показываю. 
- Всё понял?
- Понял. А что тут не понять? Проще пареной репы.
Спрашиваю потом:
- Ну как, получилось?
И акварелист с большим стажем, закончивший полиграфический институт (должен бы разбираться в печати), сияя, рассказал, что, вернувшись в мастерскую, сделал классную монотипию.
- Я написал на доске, отпечатал, потом гуашью раскрасил. хорошая получилась монотипия! Спасибо за совет.
И такие недоразумения происходят постоянно. Не монотипия это, а смешанная техника. Лично я сторонник классической монотипии. В технике чистой монотипии в ХУ11 в. работал Дж. Б. Кастильоне, на рубеже ХУ111 - Х1Х в.в. - У. Блейк. Затем она была забыта. Возродила её русская художница Е.С.Кругликова (1865 - 1941). Люблю монотипии А. Шевченко, которых он сделал, судя по каталогу, более ста. У меня их несколько сотен, и многие разлетелись по миру. Попадались, верно, и хорошие, жаль, что репродуцированием я занимаюсь только в последние годы. Непонимание встречаю и у журналистов, и у профессиональных искусствоведов с учеными степенями. Доктор искусствоведения говорит, например, держа в руках удачную работу, с которой мне не хочется расставаться:
- Что ты переживаешь - другую такую сделаешь. 
Начинаешь потихоньку закипать. Знаешь ведь, что если поставят тебя к стенке под прицел станкового пулемёта и прикажут: сделай такую же, иначе смерть, то и под страхом смерти не повторишь. И можно со спокойной совестью говорить : стреляйте - другой такой не будет! 

Трактат о монотипии. Ляпсусы.

Ох уж эта пресса! Открытие выставки - каждый раз и праздник, и волнение, и затраты, и головная боль. Разрывают автора на части друзья, поклонники, особый контингент "стололазов", оповещённых по неизвестной, но хорошо отработанной системе собратьями. Работают видеокамеры, вспыхиват блицы фотокамер, и под монотонный гул умных разговоров к тебе подходят корреспонденты. В руках блокноты, в глазах любовь и искренняя заинтересованность. Умение работать с прессой - то, чему не обучают, а надо бы. Рассказываешь всё и обо всём, иногда просто диктуешь, на пальцах показываешь, и всё и всем ясно. А через пару дней появляются статьи. Об акварели, масле, рисунке и даже офорте написано более или менее вразумительно, но когда заходит речь о монотипии... "И так же ярки (?) тонко выделаны маленькие монотипии - оттиски, масляными красками на бумаге, С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ТЩАТЕЛЬНОЙ ОТДЕЛКОЙ". Начнём с того, что ярких монотипий у меня практически нет. А что касается последующей тщательной отделки, то её я посчитал бы позором для себя. Не можешь всё сделать на доске - не берись за работу. Берёшь другую газету. "На выставке были также представлены блестящие АВТОМОНОТИПИИ (?!) художника". АВТО что? если имеется ввиду автомобиль, то какое отношение он имеет к моим работам? А если "авто" - сокращение от "автор", то кто бы ещё мог мне их сделать? А вот и перл, недавно обнаруженный мною в интернете 28.07.2006 (http://www/glasweb.com/index/php/default/316): "Валерий Сыров - любитель писать маслом, что никак не портит впечатление от другой ипостаси автора: монотипных работ, КОТОРЫЕ ПОЛУЧАЮТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ АКВАРЕЛЬНЫХ БЕРЕСТЯНЫХ ОТТИСКОВ... Прочитав ЭТО, я обалдел и надолго застыл с открытым ртом возле компьютера. О такой технике я не только впервые услышал, но и не мог её себе даже представить. Сколько же надо ободрать берёзок, как следует выделать берёзовую кору, не говоря уж о том, какими гигантами должны быть берёзы для полуметровой монотипии, да и берёз-то в Одесской области практически нет, какая акварель, если я ею монотипии не пишу... Фантазия автора безгранична, если, конечно, это не какой-то неведомый филологам троп. Тем не менее я с благодарностью вспоминаю светлой памяти журналиста и человека Владимира Михайловича Виленского, обладавшего громадной эрудицией и большим сердцем. Остро и умно пишет Роман Исаакович Бродавко. Лирик-поэт, журналист Слава Китик. Эксцентрично, но тонко и по сути верно - Ута Кильтер. Да и многие другие журналисты... Хорошо, когда человек занимается своим делом.

Трактат о монотипии. И не только...

Несколько слов о форматах монотипий и процессе печати. Скорее, это советы для начинающих монотипистов и для любителей живописи, которые видят конечный результат, но не представляют, как это сделано. Вначале я работал на маленьких пластиковых досочках из-за своей близорукости: при зрении -16 диоптрий просто не мог охватить взглядом всю композицию. Это не значит, что такая работа получается быстро. До десяти часов уходило, пока не добивался очень большой "сделанности". Сейчас большие доски получаются быстрее... Старые монотипии журналисты называли миниатюрами, "маленькими жемчужинами", и тут я с ними согласен. Многие из них даже самому нравятся, хотя я не часто доволен своими работами. А однажды передо мной поставили интересную задачу. Знакомый "владелец заводов, газет, пароходов" заказал овальную монотипию. На привязке к месту я понял, в чём суть такой прихоти: в солидном офисе любителя живописи светильники были овальными, и прямоугольная форма работы нарушила бы стиль интерьера. Пришлось делать. Выточил овальную доску, заполировал фасеты и стал писать. Друзья-коллеги, пробовали вы когда-нибудь решать композицию в овале? Ужас! Форма неустойчивая, это даже не яйцо острым концом вверх. Даже в круге писать было бы легче. Овал постоянно "качается" то вправо, то влево, но интересно же решать такой кроссворд. Впоследствии я сделал десятки маленьких и больших композиций в овале, и практически все они разошлись. Есть в овале что-то ретроспективное (вспомним старинные овальные фотографические портреты и живописные портреты старых мастеров).
Доска готова, начинаем печатать. Аккуратно кладём работу лицевой стороной вверх на талер печатного станка. Накладываем сверху слегка увлажнённую бумагу, прикрываем куском плотной ткани (фетр, шинельное сукно) и прокатываем при слабом давлении. Отгибаем уголок бумаги и смотрим на оттиск. Если отпечатывается слабо, усиливаем давление. Вот и всё. Монотипия готова. 
Остаётся добавить, что через увлечение монотипией прошла вся наша семья. Занималась ею и жена Наталья, и дочка Наташа, монотипии которой неизменно забирали в фонд художественного училища им. Грекова в Одессе, пока она там училась. Что уж говорить о сыне Сергее (kryller), работы которого можно увидеть на "Иероглифе". Так что дерзайте, и творческих вам успехов.

вот варианты работ с сайта:МОНОТИПИЯ - СТРАНА ЧУДЕС!

 

 
 
Смотреть все работы
 
 

 

 
 
Смотреть все работы
 
 
Смотреть все работы

 

 
 
Смотреть все работы
 
 
Смотреть все работы

 

 
 
Смотреть все работы
 
 

 

 
 
Смотреть все работы
 
 
Смотреть все работы

Добавить комментарий

Внимание, перед публикацией все комментарии проходят модерацию.
Правила добавления комментариев
Язык нашего сайта - русский. При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил русского языка.
В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
3. Употреблять ненормативную лексику
4. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт


Защитный код
Обновить

TOP

МЕТРИКА

Подписка

Вы можете стать нашим подписчиком, для этого необходимо заполнить эту форму: